- Главная /
- Рейтинги /
- Бизнес /
- Digital & PR Index /
- Фармацевтика /
- Фармацевтика – 2024 год
Digital & PR Index: Фармацевтика – 2024 год

Об исследовании
Информационное поле значительно изменилось после ухода иностранных компаний с российского рынка и завершения периода пандемии. Российские фармацевтические компании в 2024 году продолжают наращивать активности в СМИ и становятся лидерами инфополя. Развитие Telegram и маркетплейсов способствует появлению новых каналов информирования аудитории и продвижения продуктов фармрынка. Об этом свидетельствует исследование, проведенное аналитиками компании «Медиалогия» на основе публикаций в СМИ и соцсетях.
Во время подготовки исследования были проанализированы упоминания компаний в сообщениях более 100 тыс. СМИ и 3,2 млрд аккаунтов соцсетей.
Исследование дает возможность оценить, как широко компании и их продукты представлены в информационном пространстве, какие события привлекают внимание СМИ и какие темы активнее обсуждаются в социальных сетях.
Изменения инфополя отрасли в соцмедиа и СМИ
Исследования игроков фармрынка в СМИ показали положительную динамику по сравнению с прошлым годом. Суммарное количество сообщений о топ-25 компаниях отрасли увеличилось на 7% по сравнению с 2023 годом, а суммарный МедиаИндекс вырос на 4%. Рост связан с расширением позитивной повестки российских компаний, связанной с импортозамещением, IPO, научными разработками и производством новых лекарств.
Общее количество сообщений с упоминанием ведущих фармацевтических компаний в соцсетях в 2024 году уменьшилось на 6% по сравнению с 2023 годом. В то же время показатель эффективности в соцмедиа СМ Индекс уменьшился на 10%. Это говорит о том, что, продолжается сокращение внимания к брендам фармрынка на фоне исчерпания повестки пандемии.
Ключевые игроки СМИ
В составе первой пятёрки рейтинга фармпроизводителей по МедиаИндексу в российских СМИ по итогам года впервые только отечественные компании: Промомед, Герофарм, Биокад, Биннофарм Групп и Р-Фарм.
МедиаИндекс Медиалогии помогает изучить объем внимания к брендам в традиционных медиа и оценить общую эффективность PR, включая вес источников по цитируемости, преобладание позитивной и нейтральной тональности, роль упоминаний, прямую речь и другие факторы.
Ключевой темой в СМИ стало импортозамещение. Основные информационные поводы этих игроков: регистрация новых препаратов, в том числе аналогов препаратов иностранных компаний, IPO и выход на азиатские рынки.
Российская компания Рус Биофарм прибавила пять строчек рейтинга, заняв 7 позицию. Главный инфоповод – выход на рынок третьего аналога нашумевшего препарата Оземпик.
Novo Nordisk, не представленный в топе в 2023 году, в 2024 появился в рейтинге за счет многочисленных эпизодических упоминаний препарата Оземпик.
Лидером по количеству сообщений в СМИ по итогам 2024 года остается Pfizer, но характер упоминаний зачастую негативный. Например, в сообщениях с упоминанием расследования по делу «Пфайзергейт».
По количеству сообщений в главной роли в СМИ лидирует Pfizer. На второе место поднялась Биннофарм Групп. Упоминание в главной роли свидетельствует о доминировании компании в качестве основного действующего игрока в сообщениях. Определяющим фактором для главной роли является упоминание в заголовке или первом абзаце статей.
Пятерку лидеров по цитированию в СМИ возглавил Pfizer. На второе место поднялся Герофарм (+4). Один из ярких инфоповодов - генеральный директор компании Петр Родионов комментировал для СМИ клинические исследования инновационного отечественного инсулина. Цитирование оценивается на основе наличия в текстах статей прямой или косвенной речи представителей компании или брендов.
На первом месте в рейтинге топ-5 компаний в топ-100 СМИ поднялся Sanofi (+7), но лидирующие новости с их участием были с негативной повесткой: в Мариуполе на пациентах велись испытания для западных компаний. Второе место занимает Герофарм. Показатель упоминаемости в топ-100 СМИ, то есть в наиболее цитируемых источниках, позволяет учитывать потенциал распространения информации в других СМИ.
Ключевые игроки соцмедиа
В топ рейтинга фармкомпаний по СМ Индексу в 2024 году вошли фармгиганты Pfizer, AstraZeneca и Moderna. Несмотря на общее ослабление дискуссий о пандемии, деятельность западных компаний в контексте вакцин от COVID-19 обсуждается в соцсетях зачастую в негативном ключе. СМ индекс учитывает степень влиятельности источников и вовлеченности аудитории соцсетей.
Показатель даёт представление о том, насколько упоминания бренда в соцсетях были яркими и заметными.
Первую пятерку фармпроизводителей по СМ индексу замыкают российские компании Герофарм и Промомед.
Герофарм по сравнению с прошлым годом нарастил активность в соцмедиа и прибавил 9 позиций в рейтинге. Компания выпустила «Семавик» — аналог нашумевшего препарата Оземпик, выступила одним из спонсоров на музыкальных конкурсах «Песня года» и «Новая волна». Фото звезд на фоне пресс-воллов с лого компании внесли значительный вклад в суммарное значение СМ Индекса.
Промомед прибавил 10 позиций, после небольшого снижения активности годом ранее. Основные темы упоминаний — вывод аналога популярного препарата Оземпик на российский рынок.
Новые игроки рейтинга по сравнению с прошлым годом — российские компании Озон Фармацевтика, Нижфарм и Генериум.
Один из крупнейших в России производителей дешевых лекарств «Озон Фармацевтика» начал торги на Мосбирже.
В конце 2023 года Нижфарм вышел из группы Stada и в 2024 году в рейтинге компания представлена как самостоятельный бизнес. В 2024 году телеграмм-каналы писали, что в перечень ЖНВЛП на 2025 год могут войти разработки Нижфарм. Среди прочего сообщалось, что учёные из Нижфарм изобрели лекарства от диабета.
На инфополе компании Генериум в соцмедиа повлияли новости о том, что Минздрав зарегистрировал российский аналог лекарства для лечения спинальной мышечной атрофии «Лантесенс».
По количеству упоминаний в соцмедиа за год первое место закрепилось за российской компанией Эвалар за счет большого количества отзывов на их продукцию на маркетплейсах и в соцсетях. Число сообщений с упоминанием компании в 3,5 раза больше, чем у следующего за ним игрока.
Второе место по числу упоминаний принадлежит Solgar, также за счет большого количества отзывов на маркетплейсах.
На третьей строчке — Pfizer. Доминирующая повестка компании связана с антиковидными вакцинами, хотя общее количество сообщений по вирусной тематике резко сократилось.
На четвёртое место поднялась британо-шведская компания AstraZeneca, а замыкает пятерку Johnson & Johnson.
Наиболее эффективные площадки в СМИ и соцмедиа
В рейтинге СМИ по суммарному МедиаИндексу компаний на первое место вышел Фармацевтический вестник (+1), ТАСС спустился на вторую строчку. Ведомости и РБК поднялись на строчки выше, чем в прошлом году, на третье и четвёртое место. Замыкает пятерку лидеров РИА Новости (-2).
В рейтинге соцмедиа первое место среди площадок по вовлеченности занял Telegram (+1) с большим отрывом от остальных. YouTube опустился на вторую строчку, сильно потеряв в сумме реакций пользователей, что можно объяснить замедлением площадки в России. Тройку замыкает ВКонтакте.
Продвижение препаратов в соцсетях и СМИ
Лидерами рейтинга медицинских препаратов в СМИ по МедиаИндексу по итогам 2024 года стали Оземпик, Пантенол и Виагра. В пятерку вошли два новичка – Семавик и Спинраза.
Препаратом-лидером в соцсетях по СМ Индексу ожидаемо стал Оземпик, поднявшийся на 4 позиции. На втором месте расположился Нурофен и на третьем – Но-шпа. Эти же два бренда были лидерами по количеству сообщений. Пятерку рейтинга по СМ Индексу замыкают Терафлю и Полисорб.
Содержание отчета
I. Фармкомпании в СМИ
-
Топ-25 компаний по МедиаИндексу
-
Топ-5 компаний по количеству
-
Топ-5 компаний по главной роли
-
Топ-5 компаний по цитированию
-
Топ-5 компаний в топ-100 СМИ
-
Топ-10 СМИ по МедиаИндексу
II. Фармкомпании в соцсетях
-
Топ-25 компаний по СМ Индексу
-
Топ-5 компаний по количеству сообщений
-
Топ-5 компаний по охвату
-
Топ-5 площадок по вовлеченности
III. Компании в Телеграм
-
Топ-10 компаний по СМ Индексу в Telegram
-
Топ-10 персон в Telegram
-
Топ-10 Telegram-каналов компаний по просмотрам на пост
-
Топ-10 постов по просмотрам в Telegram
-
Топ-10 репостов в Telegram
-
Топ-10 тегов в Telegram
V. Препараты в СМИ
-
Топ-10 препаратов по МедиаИндексу
-
Топ-10 СМИ по освещению препаратов
VI. Препараты в соцсетях
-
Топ-10 препаратов по СМ Индексу
-
Топ-5 площадок по вовлеченности
VI. Методика
×
Опубликовано: 02.07.2025
Требования к публикациям в СМИ
- Cсылка на компанию «Медиалогия».
- Период исследования, за который публикуются данные.
- Определение основного показателя рейтинга согласно методике.
Получить полную версию отчета
и получение рекламных и информационных сообщений.
Опубликовано: 02.07.2025
Требования к публикациям в СМИ
- Cсылка на компанию «Медиалогия».
- Период исследования, за который публикуются данные.
- Определение основного показателя рейтинга согласно методике.