Анализ влияния СМИ: как измерить цитируемость и увеличить медиавес
В цифровую эпоху просто посчитать количество упоминаний в СМИ уже недостаточно. На первый план выходит качественный анализ: кто цитирует, как часто и с каким откликом у аудитории? Такие инструменты медиааналитики, как “Медиалогия”, позволяют перейти от простых цифр к глубинному пониманию влияния издания в информационном пространстве. Разберем ключевые метрики и подходы на реальном примере.
Что такое Индекс Цитируемости?
Индекс Цитируемости (ИЦ) - показатель качества распространения контента СМИ.
Он учитывает:
-
количество ссылок на источник информации в других СМИ и влиятельность источника, опубликовавшего ссылку;
-
суммарную вовлеченность материалов СМИ в соцсетях.
ИЦ рассчитывается на базе математико-лингвистического анализа текстов 105 тыс. открытых источников СМИ.
Во избежание самоцитирования из анализа исключены ссылки на СМИ, входящие в один медиахолдинг, объединенные единым брендом и редакцией. Не учитываются показатели посещаемости, тиража или аудитории.
Под ссылками подразумеваются упоминания источника в контексте всех возможных словосочетаний: "в газете … опубликовано интервью", "по сообщению…", "как передали…", "по материалам…" и т.п., а также гиперссылки в интернет-изданиях.
Новая метрика: вовлеченность
Один из важнейших трендов медиарынка последних лет — расширение присутствия в социальных медиа. И недавно Медиалогия объявила об обновлении формулы Индекса Цитируемости. На данный момент вместо показателя Likes&Shares система учитывает реакции в социальных медиа по новой метрике — вовлеченности.
Нововведение, по мнению аналитиков, позволит более точно оценить, как контент издания резонирует с конечной аудиторией не только в самом медиа, но и в соцсетях. Сейчас данные собираются с четырех площадок: ВКонтакте, Одноклассники, Telegram и Twitter (X).

Рассмотрим кейс анализа цитируемости петербургского издания «Фонтанка.ру» за период с мая по июль 2025 года.
1. Общий рост показателей. За три месяца наблюдался рост количества цитат: в среднем, 1,5 тыс. в мае, а уже к июлю среднее количество цитат: более 2 тыс. Суммарное количество цитат за период с мая по июль 2025 года — 21,7 тыс..
2. С ростом количества цитат изменялась динамика Индекса Цитируемости издания “Фонтанка. Средняя динамика индекса в мае-июне на уровне 75 пунктов, а уже в июле за счёт всплеска в первых числах месяца среднемесячный показатель поднялся до 90. Суммарный ИЦ составил почти 937 пунктов.
3. Что интересно аудитории vs что интересно СМИ? Анализ рейтинга материалов по вовлеченности и по ИЦ показал:
-
Аудитория в соцсетях активнее всего реагировала на практические и социально значимые новости: появление вкладки с адресами бомбоубежищ на госуслугах (20 тыс. реакций), итоги юридического форума (15 тыс. реакций) и подорожание проезда (14 тыс. реакций).
-
Традиционные СМИ чаще всего цитировали «Фонтанку» по материалам о коррупционном скандале с участием директора МХАТа.

Такой анализ важен для редакции: он помогает понять тематические предпочтения разных аудиторий и корректировать контент-стратегию.
Сравнительный анализ конкурентов
Одна из ключевых функций системы — построение рейтингов для конкурентного анализа. В примере сравнивались четыре издания: Фонтанка.ру, 78.ru, «Петербургский дневник» и Телеканал Санкт-Петербург.
-
По Индексу Цитирования: 1-е место у Фонтанки (365), 2-е — у «78.ru» (244), 3-е — у «Петербургского дневника» (185).
-
По количеству цитат: картина изменилась. «Петербургский дневник» вышел на второе место, обогнав 78.ru. У «Петербургского дневника» было больше упоминаний, но цитировали его, в основном, региональные СМИ с меньшей влиятельностью. 78.ru чаще цитировали федеральные издания (РБК, Lenta.ru), чья влиятельность выше, что и дало больший итоговый индекс при меньшем количестве цитат.

Как медиа увеличить свою влиятельность
Для эффективной работы в информационном пространстве журналисты используют не только рейтинги СМИ по цитируемости, но и анализируют свои показатели цитируемости в реальном времени - при помощи Медиалогии.
Основное преимущество анализа цитируемости в Медиалогии состоит в том, что данные собираются мгновенно и доступны в интерактивном режиме. Буквально в течение часа после выхода новости можно проверить ее цитируемость и прогнозировать, как изменятся позиции СМИ в будущем.
Трансформация медиапотребления в соцсетях нашла свое отражение в изменении расчета влиятельности СМИ в Медиалогии. Вовлеченность аудитории стала дополнительным критерием для измерения веса издания.
Регулярно оценивая качество цитируемости медиа в традиционных каналах, а также в соцмедиа, можно лучше понимать предпочтения аудитории и контролировать конкурентную среду. Таким образом, имея точную и прозрачную статистику распространения новостей, СМИ могут прогнозировать результаты взаимодействия с аудиторией и расширять свою влиятельность.
Запросите доступ
к Медиалогии
Получите консультацию от эксперта Медиалогии
и возможность самостоятельного теста системы
Читайте также
Присоединяйтесь
Подпишитесь, чтобы получать новые статьи на почту


