Демо


Посмотрите видео о возможностях Медиалогии для мониторинга СМИ.


Вебинары


Для PR-специалистов - удалённое обучение технологиям анализа СМИ.


Сертификация


Пройдите тестирование и получите персональный сертификат.


Инфоповод 2015


Расскажите о вашем PR-кейсе на мероприятии «ИНФОПОВОД ГОДА».


+7 (495) 780-90-40



 О компании   Решения   База СМИ   Рейтинги   Контакты   Eng | Рус 
Получить тестовый доступ Вход для клиентов




Новости и публикации


 О Медиалогии 

 Технологии 

 Клиенты 

 Пресс-центр 

 Рейтинги 

 Вакансии 

 Практика для студентов 


Телевидение для Медведева


«Лента.Ру» совместно с «Медиалогией» исследует освещение в СМИ деятельности возможных преемников президента


Несмотря на то, что до выборов президента остается больше года, средства массовой информации уже начали искажать реальность в угоду потенциальным преемникам. Об этом свидетельствуют данные, предоставленные информационно-аналитической компанией «Медиалогия» в рамках совместного проекта с «Лентой.Ру». Наше издание намерено ежемесячно отслеживать, как меняется информационное пространство в России в преддверии президентских выборов. В публикующемся ниже материале анализируется содержание российских СМИ в январе.


По просьбе «Ленты.Ру» специалисты «Медиалогии» исследовали около двух десятков российских средств массовой информации. Большинство из них можно назвать влиятельными, поскольку они способны воздействовать на общественное мнение. Несколько СМИ в рейтинге на данный момент не могут похвастаться ни авторитетом у истеблишмента, ни большой аудиторий. Тем не менее, они включены в исследование, поскольку, по нашему мнению, проводят интересную редакционную политику (полный список проанализированных источников смотрите во врезе).


«Медиалогия» изучила частотность появления в различных СМИ потенциальных преемников, контекст их упоминания и влияние этих сообщений на репутацию политиков. Особый интерес для нашего исследования представляют два понятия, используемых специалистами аналитической системы: «конфликтное сообщение» и «индекс информационного благоприятствования».


Конфликтной называют ситуацию, которая возникла вследствие осознанных действий физических или юридических лиц. К конфликтным сообщениям, в частности, могут быть отнесены новости по суду над Александром Поносовым или по недавнему российско-грузинскому конфликту. А вот новости о стихийных бедствиях конфликтными не являются. Индекс информационного благоприятствования отражает эмоциональную направленность сообщения, конфликтность контекста, роль объекта в сообщении, объем материала и его место в информационном выпуске, влиятельность СМИ. Измеряется в условных единицах.


Среди тех политиков, кого принято относить к потенциальным преемникам Владимира Путина, первый вице-премьер Дмитрий Медведев и теперь также первый вице-премьер Сергей Иванов оказались в январе вне конкуренции. При этом в большинстве СМИ (в газетах, на радио, в интернете) фамилия «Иванов» появлялась чаще фамилии «Медведев». И лишь на телевидении о первом вице-премьере говорили больше, чем о бывшем министре обороны. Если о деятельности Медведева телеканалы рассказывали 187 раз, то о работе Иванова вышло лишь 176 сообщений. Закономерен вопрос: почему так произошло?


Данные «Медиалогии» свидетельствуют о том, что телевидение говорило о Медведеве неоправданно много. За весь январь первый вице-премьер появился лишь в четырех конфликтных новостях. Для сравнения, бывший министр обороны упоминался в девяти таких сюжетах. Это показательно, поскольку у конфликтного сообщения практически всегда существует жесткий информационный повод. Но он, как правило, отсутствует у новостей про многочисленные пресс-конференции первого вице-премьера и его путешествия по России, которые в последнее время не появляются в редкой информационной программе.


О том, что данные по телевидению не являются случайными, свидетельствует статистика по другим СМИ. Везде конфликтные новости с участием Медведева в январе встречались реже конфликтных новостей с Ивановым. Особенно разителен разрыв был на радио — 26 новостей у Иванова против трех у Медведева.


Характерно, что в СМИ, которые, по мнению наблюдателей, проводят независимую редакционную политику, Медведев появлялся гораздо реже, чем министр обороны. Например, «Коммерсант» в январе писал об Иванове 29 раз, а о Медведеве — лишь 18. В новостях «Газеты.Ру» Иванов появлялся 30 раз, Медведев — 23 раза. В новостях «Эха Москвы» бывший министр обороны упоминался 44 раза, а куратор нацпроектов — 28. На телевидении подобное соотношение наблюдалось только на одном канале — «ТВ Центре».


Гораздо больше внимания Медведеву уделяли федеральные «кнопки». В новостях «Первого канала» он появлялся 25 раз и еще 14 раз — в итоговой программе «Время». У Иванова эти показатели составили — 23 и 11 раз соответственно. В «Вестях» на «России» Медведев упоминался в 42 новостях, что лишь на четыре сообщения меньше, чем у Иванова. Но все каналы в любви к куратору нацпроектов превзошел НТВ — на этой «кнопке» Медведеву было посвящено на четверть больше сообщений, чем Иванову (40 против 30).


Повышенное внимание к личности Медведева уделяют и другие медиаактивы «Газпрома», в том числе газета «Известия» и журнал «Итоги». При этом особенно показательно не то, сколько эти издания пишут о разных претендентах, а то, как они это делают. Согласно данным «Медиалогии», в «Известиях» Медведев был представлен в три раза ярче, чем Иванов. Если у куратора нацпроектов уровень информационного благоприятствования в газете составил 106 пунктов, то у бывшего министра обороны всего 37 единиц. По этому показателю «Известия» могут сравниться разве что с «Ведомостями», однако в последнем случае повышенное внимание к куратору нацпроектов, по всей видимости, объясняется деловой направленностью издания. Для аудитории «Ведомостей» важно знать, над чем работает Медведев. Похожая ситуация наблюдается и в деловом блоке «Газеты.Ru», которую сложно обвинить в безосновательной любви к Медведеву. В экономических новостях интернет-издание воздействует на репутацию Медведева вдвое сильней, чем на репутацию Иванова. Однако для общественно-политических газет такая статистика не свойственна.


Любопытная ситуация наблюдается в еженедельниках (см. таблицу 1). Неожиданно сильно репутацию Медведева улучшил еженедельник «Власть», входящий в ИД «Коммерсант». Если у Медведева индекс информационного благоприятствования составил 30 единиц, то у Иванова всего семь. По такому соотношению издание оказалось в одном ряду с входящими в «Газпром-Медиа» «Итогами», добавившими репутации Медведева десять единиц и ни одной Иванову. Однако нужно понимать, что в изданиях появлялись принципиально разные материалы, о чем свидетельствует контентный анализ журналов. Низкий рейтинг Иванова во «Власти» связан с историей вокруг рядового Романа Рудакова, которая выставила Минобороны и ее руководителя в негативном свете. А хороший результат Медведева в «Итогах» объясняется в первую очередь тем, что в статье о подведении результатов прошлого года издание лестно отозвалось о кураторе нацпроектов и не сказало ни слова об Иванове (он фигурирует только в диаграмме).


Данные по «Эху Москвы» контрастируют с результатами по НТВ, «Известиям» и «Итогам», что свидетельствует о независимой позиции радиостанции, которая также входит в «Газпром-Медиа». Так, в информационной программе «Эхо» (выходит с 06:00 до 00:00 практически каждый час в начале часа) показатель уровня информационного благоприятствования у Иванова составил около 24 единиц, у Медведева — семь единиц. В «Новостях» (выходят каждый час ночью и внутри часа днем) это значение у вице-премьеров было практически одинаковым — между 9 и 10 пунктами. И все-таки, на «Эхе» не наблюдалась столь разительная диспропорция, как у газеты «Известия» и журнала «Итоги».


В целом же холдинг «Газпром-Медиа» ведет себя как медиаресурс Медведева. Ничего подобного пока нет у министра обороны — среди крупнейших российских информационных каналов нет СМИ, проявляющих аномально высокую лояльность Иванову.


Другие потенциальные преемники в январе появлялись на телевидении гораздо реже. Так, о спикере Госдумы Борисе Грызлове телеканалы сообщили 100 раз, о губернаторе Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко — 42 раза. Другие кандидаты, среди которых числятся полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, полпред президента в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов, глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов, руководитель администрации президента Сергей Собянин, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, упоминались с телеэкрана меньше десяти раз, что не позволяет пока рассматривать их всерьез.


Данные «Медиалогии» позволяют также иначе взглянуть на ситуацию вокруг «Вестей недели», которые на днях ради некоего проекта покинул Сергей Брилев. По информации некоторых СМИ, ведущий был отстранен от эфира генеральным директором ВГТРК Олегом Добродеевым, который был недоволен работой Брилева. С точки зрения частоты появления президента и потенциальных преемников, в программе все выглядит просто идеально: в январе Путин упоминался в 15 материалах, Медведев и Иванов — в четырех. Однако с точки зрения вклада в формирование репутации героев, это были отнюдь не равноценные сюжеты. Медведев был представлен в «Вестях недели» в три раза ярче, чем Иванов, и лишь немного хуже, чем Путин. Индекс информационного благоприятствования у Путина составил 44 единицы, у Медведева — 37, а Иванова — всего 12 пунктов.


Ничего подобного себе не позволяла ни одна итоговая телепрограмма. Даже в «Неделе» Марианны Максимовской Путин был вдвое ярче Медведева, а о последнем рассказывалось приблизительно так же, как и об Иванове.


Уровень информационного благоприятствования к политикам в различных телепередачах


Уровень информационного благоприятствования к политикам в различных газетах и журналах


Владимир Моторин
Лента.ру
19 февраля 2007 г.
http://www.lenta.ru/articles/2007/02/15/media/


 

Медиалогия – мониторинг СМИ и медиа анализ в режиме реального времени. Карта сайта
© Медиалогия, 2003-2016 | 127018, Москва, ул. Складочная, д. 3, стр. 1 | +7 (495) 780-90-40 | info@mlg.ru

 

Privacy Policy

       Rambler's Top100